Задача этого текста — показать, что разработка собственной CRM/ERP-системы, заточенной исключительно под ваши нужды — не такое уж и дорогое удовольствие, которое в долгосрочной перспективе принесёт массу плюсов. Давайте вместе прикинем все цифры, плюсы и минусы, сравнив варианты от трёх лидеров рынка.
В облачной версии Битрикс24 нам интересен тариф Компания, поскольку в него включены учёт рабочего времени, отчёты руководителю и складской учёт (хотя бизнес-процессы есть на более младшем тарифе).
Для amoCRM мы возьмём Профессиональный тариф, так как нам нужна аналитика, отчёты и мониторинг активности.
В CRM Мегаплан нам снова придётся взять максимальный тариф «Клиенты и продажи +», во-первых для чистоты эксперимента, но также из-за дополнительных полей в CRM и интеграции с 1С.
Считаем оплату за год со скидками на годовое подключение (если есть), для предприятия из 10 человек. Цены и набор услуг в тарифах берём с официальных сайтов на момент написания этого текста (май 2019 года).
Расклад такой:
- Мегаплан: 2712 р./год.
- Bitrix24: 3108р./год.
- amoCRM: 4032р./год.
Ещё одна немаловажная деталь, про которую все забывают — стоимость настройки и дополнительных модулей. При заказе готового продукта его нужно настраивать под ваш бизнес, оплачивая человеко-часы сторонних программистов, которые далеко не всегда принимают во внимание фактические потребности процессов компании.
Из имеющегося опыта, стоимость разработки CRM-системы под заказ окупается примерно через полтора года. Теперь рассмотрим плюсы и минусы «покупных» CRM в сравнении с индивидуально разработанными комплексами.
Покупные CRM | Собственная разработка | |
---|---|---|
Стоимость | Кажущиеся небольшими ежемесячные платежи. | Разовый платёж с возможной отсрочкой или разбиением по времени. |
Техническая поддержка | Специалисты поддерживают свой продукт — CRM, не вникая в потребности и тонкости вашего бизнеса. | Специалисты дорабатывают систему, исходя из потребностей вашего бизнеса. |
Время развёртывания | Можно моментально начать работу, но требуется время на интеграции. | Необходимо время на разработку, минимум 2 месяца. |
Гибкость и удобство | В зависимости от CRM, но в любом случае система создаётся «для всех» и перегружена. | Система изначально разрабатывается только для вашего удобства и потребностей. |
Масштабирование и доработки | В зависимости от наличия модулей, возможно потребуется разработка модулей с нуля или повышение тарифа. Возможности ограничены самой системой. | Происходит проще, потому что бизнес-логика изначально известна исполнителям. Возможности не ограничены. |
Решение потребностей бизнеса | CRM в основном ориентирована на отдел продаж и работу с клиентами (B2C-сегмент). | Максимальный охват бизнес-процессов (B2B и B2C). |
Интеграция | При помощи сторонних модулей, которые зачастую необходимо разрабатывать и оплачивать отдельно. | Закладывается на этапе проектирования системы. |
В итоге мы видим, что если потребности вашего бизнеса шире, чем отдел продаж и взаимодействие с клиентами, вам однозначно выгоднее и перспективнее разрабатывать собственную систему.